Поиск
Close this search box.

Профессиональное самоопределением подростка

В юношеском возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей.
Чаще всего период перехода от подрос
ткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознании.
Часто старшеклассники при достаточно большом количестве учебных заведений города затрудняются сделать правильный выбор своего учебного заведения. Это происходит как из-за несделанной ранее профориентационной работы (школьники не знают, какая специальность подходит для них больше всего); так и из-за нехватки информации об учебных заведениях. Так же обстоят дела и с возможностью трудоустройства.

 Проблема профессионального самоопределения, представлений о своем профессиональном «Я» тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной.

Процесс окончательного принятия решения о выборе профессии и профессионального учебного заведения, рода работы осуществляется в выпускных классах общеобразовательной школы. Большинство ученых-исследователей, занимающихся изучением факторов, влияющих на этот выбор, выделяют 8 факторов:

  1. Позиция членов семьи. Часто семья является доминирующим фактором при выборе той или иной специальности. Семья может относиться уважительно или неуважительно к выбору специальности и учебного заведения. Методы влияния семьи на выбор могут быть самыми разными: от мягких (совет) до жестких (строгое указание с угрозами).
  2. Учебные заведения, представленные на территории проживания. Часто в небольших городах и тем более в сельской местности нет достаточного спектра учебных заведений, а, следовательно, и спектра тех специальностей, которые могли бы получать молодые люди. В такой ситуации родители выпускника должны решить вопрос о том, чтобы отправить его на обучение в то место, где выбор специальностей широк, либо сделать выбор из имеющихся альтернатив.
  3. Позиция друзей. Иногда выбор учебного заведения или специальности осуществляется «за компанию».
  4. Престиж. Часто выпускники школ стремятся овладевать теми специальностями, которые являются модными. Но не всегда в них есть потребность на рынке труда той территории, на которой проживает человек.
  5. Позиция учителей и школьных педагогов. Педагоги могут увидеть задатки и склонности школьника, но, к сожалению, не всегда ими даются профессиональные рекомендации.
  6. Информированность. Наличие достаточного количества доступной для выпускников школ информации о структуре рынка труда той или иной территории, где планирует в дальнейшем работать выпускник школы (очень важна прогнозная информация о том, какова будет структура рынка труда на момент окончания учебного заведения).
  7. Личные профессиональные планы. Совокупность представлений самого выпускника школы о том, чем же он хочет заниматься в дальнейшем.
  8. Способности, склонности. Наличие особых задатков и особенностей личности, которые помогают ей в той или иной деятельности, способствуют наиболее эффективно справляться с поставленными задачами, порождает особый интерес к деятельности

В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию которая:

  • Интересна и привлекательна,
  • Соответствует способностям,
  • Пользуется спросом на рынке труда.

Хотелось бы, чтобы родители в наименьшей степени влияли на выбор профессии, чтобы дети делали этот выбор осознанно и самостоятельно. Но, обратите внимание, в наименьшей степени влияли, это не означает, что нужно всю проблему переложить на ребенка и совершенно не помогать ему. А именно не нужно влиять на выбор! Помощь родителей очень ценна для ребенка, он чувствуют свою опору и поддержку взрослого.

Следует узнавать об интересах и способностях ребенка. Учиться слышать и понимать его. Ведь если родители не согласны с выбором ребенка, это не означает, что он не верен. Родители должны помнить, что главное, чтобы будущая работа нравилась ребенку и была ему интересна. Если так будет, то он сможет добиться в своей профессии больших успехов и сделать отличную карьеру. И соответственно сможет обеспечивать себя и свою семью.

Для осознанного выбора ребенком будущей профессии родителям не следует выбирать самим профессию, нужно прислушиваться к мнению детей:

  • Дайте своему ребенку право выбора своей будущей профессии.
  • Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  • Рассматривайте выбор профессии не только с позиций материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  • Учитывайте личностные качества своего ребенка, которые необходимые ему в данной специальности.
  • Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами.
  • Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  • Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  • Если ваш ребенок ошибся в выборе профессии, не кричите на него за это. Ошибку можно исправить.
  • Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.
  • Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей.

Только стремление и умение активно слушать и понимать чувства и мысли ребенка, общаться с ним таким образом, чтобы при этом не страдало самоуважение ни его, ни других членов семьи, помогут избежать ошибок в его профессиональном самоопределении и способствовать самореализации его личности.

  P.S в профессиональном самоопределении вашему ребенку сможет помочь тест на определение доминирующего типа мышления который вы сможете пройти в онлайн режиме по ссылке: http://nazva.net/logic_test9/

Дата создания страницы: 06.11.2021

Филиалы

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930