Тема. Ш. Перро. Сказка «Золушка»
Цель: воспитание общечеловеческих нравственных ценностей (доброты, отзывчивости, трудолюбия, умения сопереживать) через анализ содержания художественного произведения, углубление знаний о произведении Шарля Перро «Золушка».
Задачи:
— учить анализировать художественное произведение (делать выводы, обосновывать свои высказывания, определять идею произведения);
-выделять основные и второстепенные события;
-отвечать на вопросы по содержанию текста.
— побудить интерес к чтению.
Ход занятия
- Мотивация учебной деятельности школьников
— С давних временен и до сегодня люди мечтали и мечтают о справедливости, о том, чтобы добро всегда вознаграждалось, а те, у кого благородное сердце, золотые руки и светлая душа, получали в жизни счастья. Эти мечты отображались в сказках .
-А что такое литературная сказка? (фантастические события, где есть явные или скрытые поучения, герои).
2.Что такое сказка. СЛАЙД ПРЕЗЕНТАЦИИ №1
Говорят, сказка злого человека делает добрым, скупого – щедрым, скучного – веселым, глупого – умным.
-Какие же секреты есть у сказок, почему мы их любим читать?
Учитель: Верно! В волшебных сказках необычно все: место действия, герои, «волшебные предметы» обладающие чудодейственной силой. И сказка как на крыльях уносит нас в мир фантазии и вымысла, доставляя много счастливых минут.
3.Знакомство с писателем и его творчеством
— Я расскажу вам ребята почти сказочную историю, а вы должны догадаться, кто автор сказки, с которой мы будем знакомиться.
Давным-давно, во времена короля Людовика, во Франции в городе Париже жил один почтенный человек. Ему было чем гордиться: придворный поэт, признанный ученый, член французской Академии наук, автор серьезных умных книг. Сейчас мало кто помнит о них, да и все его государственные заслуги давно забыты. Всемирную известность ему принесла тоненькая книжечка «Волшебные сказки» или «Сказки Матушки Гусыни». Сказки его переведены на все языки мира, сказочные персонажи стали самыми любимыми. С одной из его сказок вы познакомились совсем недавно. Кто это?
СЛАЙД №2 ШАРЛЬ ПЕРРО.
4.Сказки Шарля Перро.
-А какие сказки Шарля Перро вы знаете?
Литературная игра «Кто быстрее и полнее напишет список сказок Ш. Перро, которые вошли в его сборник “Сказки матушки моей Гусыни”»
1 | «Золушка» |
2 | «Красная Шапочка» |
3 | «Кот в сапогах» |
4 | «Спящая красавица» |
5 | «Мальчик-с-Пальчик» («Мальчик, как Мизинчик») |
6 | «Синяя борода» |
7 | «Фея» |
8 | «Ослиная шкура» |
9 | «Рике с хохолком» |
10 | «Причудливые желания» |
11 | «Гризельда» |
5.Работа с содержанием текста.
И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка)
– Как догадались? Какую работу выполняла девушка? (грязную)
-Ребята, как вы думаете, почему Шарль Перро так необычно назвал сказку?
-Назовите других героев сказки.(отец, принц, сестры, мачеха, король, придворные).
-Вспомните, с чего начинается сказка? (давным –давно жила-была одна счастливая семья…)
– Какими чертами характера обладает Золушка? (добрая, отзывчивая, милая, трудолюбивая, заботливая, старательная, бескорыстная, кроткая, ласковая)
– Что объединяет названные качества? (то, что они положительные)
(СЛАЙД №3)
Сделаем вывод : к какой группе героев можно отнести Золушку? (Золушка – положительный герой сказки)
б) «…сварливая, высокомерная, бессердечная гордячка» (мачеха)
в) «… ленивые, заносчивые злюки, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом,и характером» (сестры)
– А как одним словом можно назвать эти черты характера? (отрицательные) (СЛАЙД №4)
Cделаем вывод: к какой группе героев относятся мачеха и сёстры? (мачеха и сестры – отрицательные герои сказки)
– Сравните два столбика, что вы можете сказать об этих качествах (они противоположны друг другу) (СЛАЙД №5)
– Какой прием использует автор, противопоставляя характеры Золушки и матери с дочками? (прием контраста) (СЛАЙД №6)
– Что этим хотел показать автор? (борьбу добра и зла) (СЛАЙД №7)
- Игра «Догони меня».
— Я буду читать отрывок из сказки, а вы должны догнать меня во время чтения (найти, где я читаю). Как только вы догоните меня, вы начинаете читать вместе со мной вслух. Когда я прекращу чтение, вы так же замолкаете. (хоровое чтение)
- Словарная работа.
-В тексте встречается много незнакомых слов, объясните их значение.
мачеха — неродная мать;
падчерица — неродная дочь;
карета — крытая повозка, в которую запрягали лошадей;
кучер — тот, кто управляет каретой, погоняет лошадей;
замарашка- грязнуля
6.Работа со словарями Ожигова.
расфуфыренные (расфуфыриться)-одетые слишком нарядно ,крикливо и безвкусно.
лохмотья — потертый, изношенная одежда;
бал- торжественное собрание лиц для танцев.
Вдовец — мужчина, у которого умерла жена;
вдова — женщина, у которой умер человек;
расшитые золотом ливреи -одежда у слуг;
- Игра “Собери мозаику”.Групповая работа.
— Мы с вами хорошо потрудились, пришло время немного поиграть. Каждой группе я даю мозаику. Вы должны как можно быстрее и правильнее собрать картинку:
- А сейчася узнаю как внимательно вы читали сказку.
- Куда мечтала попасть Золушка?(попасть на бал)
- Кто помог ей? (крестная фея)
- Какое чудо для этого сотворила фея?
Шорох платьев, люстр сиянье,
Кавалеров обаянье.
Светом блещет яркий зал:
Приглашает всех на бал.
- Сколько раз Золушка ездила на бал? (Дважды)
- За кого считали Золушку на балу? (За принцессу)
9.Физминутка. «Добрый жук».
— Под эту песню танцевала Золушка. Попробуем и мы.
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем – и снова в путь.
- Золушке понравилось на балу?
Как вы думаете, какие же чувства испытывала Золушка на балу? (ответы детей)
7.какая утерянная вещь принесла Золушке счастье?
- Чем Золушка угощала своих сестер на балу? (Апельсинами и лимонами)
- Как отнеслась Золушка к сестрам, которые ее обижали, когда стала принцессой? (Простила им недостойное поведение)
10.У меня в конвертах предложения из сказки «Золушка», но они перепутались и я не помню их последовательность , помогите мне.
-От грязной работы девочка и в самом деле всегда была выпачкана в золе и пыли. Вскоре все стали называть ее Золушка.
-Однажды по округе разнесся слух, что молодой принц, собирается устроить бал.
-Наконец вечером, разряженные и расфуфыренные сестры с мачехой уселись в карету и поехали во дворец.
-Золушка побежала в огород . выбрала самую лучшую тыкву и отнесла ее к волшебнице.
-В зале наступила тишина- так все были поражены красотой незнакомой принцессы.
-Опомнившись, Золушка поспешила из дворца и по дороге потеряла туфельку.
-Принц внимательно посмотрел в глаза девушке в лохмотьях и узнал ее.
Так ты и есть моя прекрасная незнакомка!
-Все жили долго и счастливо.
11.Чему учит эта сказка? В чем «урок для добрых молодцев»?
Добро побеждает зло. Добро вознаграждается. Зло наказано. Терпение и труд все перетрут.(творить добро, помогать людям, быть…)
- Рефлексия
– А сейчас, приложите к груди свои ладошки. Вслушайтесь каждый в свое сердце. Вы слышите его? Давайте скажем, какие хорошие человеческие качества живут в наших сердцах (любовь, доброта, отзывчивость, трудолюбие, искренность, справедливость, благородство, щедрость и т.д. ). Я желаю вам, чтобы все доброе и хорошее оставалось в ваших сердцах надолго. А сейчас потрите, пожалуйста, свои ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища Пусть тепло души ваших друзей согревает вас! А вы в свою очередь не забывайте, почаще улыбаться и дарить всем людям тепло и любовь. Спасибо за занятие.
13.Домашнее задание
-Проиллюстрировать понравившийся эпизод сказки Ш. Перро « Золушка»