Термин «интернет-зависимость» был предложен в 1996 году доктором Айвеном Голдбергом. Первый и важный признак начинающегося заболевания — чрезмерное увлечение Интернетом.
В большей степени зависимыми становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения психического состояния. Участие в виртуальном мире позволяет детям и подросткам расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире, но это происходит лишь на момент пребывания в виртуальном пространстве. Для них реальный мир неинтересен и полон опасностей, так как большинство зависимых — это люди, плохо адаптирующиеся в социуме. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире — виртуальном, где все возможно, все дозволено, где он сам устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности является болезненным: человек вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение плохого самочувствия. Большое значение здесь имеет то, что в этом виртуальном мире подросток сам себе хозяин, там он ни от кого не зависит, сам распоряжается тем, что у него есть, сам оценивает свои ошибки и промахи, и сам может их исправить – там он занимается тем, что ему действительно интересно. Часто подростки просиживают за компьютером из-за общения «по сети». Такое общение привлекательно для них тем, что это безопасно – тебя никто не видит, можно не смущаясь и не боясь оценки обсудить любую волнующую тему, создается ощущение причастности к большой компании, своей «тусовке». А для подростков общение с друзьями и своя компания всегда стоят на первом месте.
Основными причинами интернет- зависимости могут быть:
— недостаток общения со сверстниками;
— недостаток внимания со стороны родителей;
— неуверенность в себе и своих силах; застенчивость, комплексы и трудности в общении;
— склонность к быстрому « впитыванию» всего нового, интересного;
— желание ребёнка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать;
— отсутствие у ребёнка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером;
— формирование интернет — зависимости ребёнка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ- ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ.
- . В случае неуверенности подростка в себе и отсутствие возможности самовыражения, родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.
• Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей.
• Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами.
• Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.
• Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.
• Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее.
• Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и соц-сетям, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику.