Очень часто родители жалуются на то, что их дети мало общаются с другими детьми, стесняются, теряются в коллективе – таких называют тихонями, робкими малышами. Причиной этого является детская застенчивость. Она, конечно, не доставляет физических проблем, не влияет на здоровье ребенка, но если ребенок чересчур застенчивый, это может обрекать его на одиночество или формирование сильного, порой невыносимого страха перед общением в обычных, бытовых ситуациях. Если ничего не делать в подобных ситуациях, застенчивость может перейти в невротическое расстройство.
Быть застенчивым — значит бояться общения. Застенчивый ребёнок воспринимает окружающих людей (особенно незнакомых) как несущих определённую угрозу.
На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.
Застенчивость может быть связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие
Прежде всего, у застенчивых людей часто отсутствуют социальные умения (опыт взаимодействия с другими). Многие из них просто не научились тому, как обращаться с людьми или как начинать и продолжать разговор. Социальная тревога — еще один фактор застенчивости. Почти каждому человеку знакомо чувство нервозности, возникающее в некоторых социальных ситуациях (таких, например, как встреча с привлекательным незнакомцем). Это чувство является обычно реакцией на страх оказаться не на высоте, смутиться, быть осмеянным или отвергнутым. Хотя боязнь быть отвергнутым — обычное явление, у застенчивых людей она возникает чаще и бывает более интенсивной.
Еще одна проблема застенчивых людей — предубежденность о своей неадекватности. Такое искаженное мышление застенчивых людей особенно ярко выражается в склонности почти всегда обвинять самих себя за неудачи в социальном взаимодействии. Как черта личности застенчивость выражается тенденцией к избеганию других людей. Застенчивые люди также страдают от дискомфорта и состояния психической напряженности в социальных ситуациях. Они затрудняются в установлении визуального контакта с другими людьми, при разговоре отводят глаза в сторону, говорят слишком тихо и проявляют мало интереса или оживления во время разговора.
Воспользуйтесь следующими советами, чтобы помочь ребенку стать уверенным в социальной среде.
- Поощряйте контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: «Посмотри на меня», «Посмотри мне в глаза» или «Я хочу увидеть твои глаза». В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребенку неловко это делать, посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.
- Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ученику в классе; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.
ПОДСКАЗКА: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу. - Отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях.Подготавливайте ребенка к предстоящему событию — рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.
- Создавайте условия для игр в паре.Фред Франкель, психолог и разработчик всемирно известной Программы тренировки социальных навыков Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, считает, что встречи для игр в паре — лучшее средство развития социальной уверенности. В этом случае ваш ребенок приглашает одного из своих приятелей провести с ним вдвоем пару часов, чтобы лучше узнать друг друга и попрактиковаться в навыках завязывать дружбу. Предложите детям легкую закуску и постарайтесь свести вмешательство к минимуму; присутствие братьев и сестер должно быть исключено, телевизор не должен входить в перечень игр.