Начало школьного обучения — важный в жизни ребёнка момент, определяющий чуть ли не всю дальнейшую успешность его школьного обучения. Эта мысль стала своеобразным клише, повергающим в трепет родителей задолго до наступления «заветного» момента праздничной сентябрьской линейки на школьном дворе.
Мы (родители) усиленно готовим к нему детей, внушая серьёзность этого шага и статуса «ученик», стремимся дать предварительные знания, подготовить, развить, обезопасить. Для этого нанимаем репетиторов, ходим в подготовительные группы, тестируем, заставляем читать, писать и считать. Как часто Вы говорите ребёнку: «Вот пойдёшь в школу, там…не поиграешь, не побалуешься и т.д.»?
Тем самым у ребёнка формируется стереотип, что школа — это место, ограничивающее все его желания, сплошное насилие над его привычками и увлечениями. «Обязаловка» и принуждение не совместимы с изначальной мотивацией естественного любопытства и жажды познания, свойственной детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Нет ничего страшного в том, что школа для ребёнка — поначалу игра, яркая и впечатляющая, а не сознательный процесс получения классического образования? Самое важное — не нарушать естественный ход развития, не навязывать ребёнку не свойственных его возрасту и системе приоритетов требований и ожиданий.
Помочь в этом может несколько простых по сути, но каверзных в реализации рекомендаций родителям начинающих учеников:
- прислушиваться к ребёнку, уделять время, видеть и слышать его самого, а не оценки и мнения учителей, соседей, бабушек;
- работать над собой: ребёнок — зеркало Ваших мнений и переживаний. Если Вы боитесь школы и не уважаете учителя, не ждите этого от своего чада;
- не связывать успехи в учёбе со специальными поощрениями (деньги или подарки), знания и процесс обучения — сами по себе источник приятных эмоций, не требующий дополнительного стимулирования;
- развивать самостоятельность, ответственность за учёбу — это ответственность ребёнка, родителям брать её на себя противопоказано;
- учить детей прилагать усилия, доводить до конца начатые дела, по-деловому преодолевать трудности. Это убережёт от стрессов и подорванного здоровья всю семью.