Практически все дети любят не только подвижные игры, пение, но и рисование – красками, карандашами, фломастерами, ладошками на чистых листах бумаги, продолжая творчество на обоях, стенах, холодильнике и мебели…Не все взрослые знают, что рисование не просто приятное занятие для ребенка, или детские шалости, а и информативный материал для родителей о внутреннем состоянии ребенка. Достаточно внимательно вглядеться в рисунок, в цвета, которые ребенок использовал, чтобы выяснить, какие чувства испытывает маленький художник, что его волнует, как ему живется в семейной атмосфере.
Предлагаем вам самим проанализировать рисунки своих чад и попробовать себя в роли психодиагноста. Прежде всего, не стоит забывать о возрасте ребенка: трехлетний рисует людей без прорисованных лиц, линии кривые, шарик с ножками это и есть человечек; четырехлетний уже выводит овалы, ручки и ножки в виде палочек. В пять лет дети умеют четко прорисовывать голову, туловище с руками и ногами, глаза. Школьник не забывает пририсовать пальцы на руках, рот и нос. Семилетние дети любят изображать прически, учитывают шею и объемные руки-ноги у человечка.
Давайте попробуем научиться читать детские рисунки.
Если в рисунке вашего ребенка доминирует темно-синий цвет, то это означает, что малыш сосредоточен на внутренних проблемах, нуждается в покое и удовлетворении базовой потребности – любви. Красный – подчеркивает такие качества ребенка, как сила воли, повышенная активность, возбудимость и склонность к агрессии. Зеленый цвет говорит об уравновешенности, настойчивости и независимости ребенка, его упрямстве и стремлении к безопасности. Доминирование желтого цвета подчеркивает любознательность и оптимизм. Фиолетовый – значит, малыш склонен к фантазированию и излишней эмоциональности. Частое использование коричневого и черного цветов выражает отрицательные эмоции детей, говорит об их медлительности, подавленности, о потребности в изменениях и протестах. Для родителей важно и то, в каком настроении рисует их ребенок – с удовольствием ли.
Если ваш малыш первым изображает отца или мать, именно этот человек является для него самым значимым. Те члены семьи, которых не нарисовали, скорее неприятны ребенку. Себя он обычно рисует рядом с теми, к кому питает приятные чувства. Поэтому отдельно от всех может нарисовать себя тот маленький человек, который среди взрослых ощущает себя изолированно. Если члены семьи примерно одинаковые по размеру, если младшие братья и сестры на рисунке тоже мельче, значит, в семье все в порядке.
Рисунок человека. Обратите внимание, как ребенок изображает на рисунке человека.
Маленького человечка, скорее всего, нарисует неуверенный в себе ребенок, которого что-то тревожит.
Уверенные, хорошо приспособленные дети нарисуют своего человека в середине листа, размер его будет адекватный — ни большой, ни маленький.
Руки. Отсутствие рук на рисунке иногда, служит показателем застенчивости, пассивности, замкнутости и неприспособленности. Руки, спрятанные в карманы или за спину, могут говорить о чувстве вины. Маленькие руки свидетельствуют о недостатке самоуверенности. Большие руки могут говорить об агрессии.
Ноги. Если ребенок рисует ноги маленькими, скорее всего, этот ребенок не уверен в себе и испытывает недостаток поддержки.
Дети тонко чувствуют все неурядицы, которые от них тщательно скрывают. Поэтому рисунок можно использовать как одно из средств проверки – а счастливы ли все члены нашей семьи.