С 1 сентября 2018г. стартовала кампания по социально-психологическому тестированию обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений. В нашей школе тестирование прошло с 06.11 – 25.11 2018 года. Следует отметить, что в тестировании приняли участие только те обучающиеся (161 человек), которые дали добровольное информированное согласие по установленной форме, либо такое согласие дали их родители (законные представители).
Социально-психологическое тестирование обучающихся (далее — СПТ) является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в подростковой и молодежной среде.
Полученные результаты СПТ позволяют выделить возрастные группы, в которых обучающиеся дали положительные ответы и которые условно можно определить как «группы риска». Нельзя забывать, что результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер, в обобщенном виде они используются для анализа эффективности профилактики и реализации антинаркотических мероприятий на различном уровне. Результаты важны и для разработки дополнительных адресных мер и оценки эффективности профилактической деятельности в образовательной среде.
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что в высокую долю риска попали 6 учащихся школы 14, 15 и 17 лет, что составляет 3, 7 % от общего числа учащихся, прошедших СПТ.
возраст | Кол-во
Уч-ся, попавших в зону риска |
Факторы риска | ||||
Семейные | Индивидуальные (личностные) | Окружение сверстников | Макросоциум (общесоциальные) | Школьная среда | ||
14 | 1 | + | + | |||
15 | 4 | + | + | + | + | |
17 | 1 | + |
Семейные факторы являются одними из важнейших составляющих в системе защиты подростка. Они включают:
- систему распределения ролей, прав и обязанностей в семье, систему контроля, уровень конфликтности в семье, семейные традиции и отношение членов семьи к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ,
- систему отношений и уровень доверия между родителями и детьми, эмоциональный фон семьи, родительские ожидания, компетентность родителей в контексте воспитания и наличие единого подхода к воспитанию ребенка.
Только двое учащихся школы, испытывают достаточно высокий уровень дискомфорта в отношениях с родителями. Остальные учащиеся отмечают благополучный климат в семье и взаимопонимание с родителями.
Личные факторы включают: успешность в реализации своих стремлений, осознание жизненной перспективы, отношение к возможности употребления наркотиков, отношение к насилию, способы проявления протестных реакций, уровень эмоциональной зрелости, сформированная система ценностей и привязанностей, уровень притязаний и самооценка, наличие непреложных авторитетов.
Отклонения в формировании системы саморегуляции и самосознания личности являются основой дезадаптивного поведения человека, ощущения неполноценности и неустроенности, что приводит к повышению риску употребления ПАВ в поисках релаксирующего, успокаивающего и психостимулирующего эффектов.
У всех учащихся, прошедших СПТ прослеживается грамотное отношение к употреблению ПАВ. Они имеют представление о вреде употребления ПАВ, считают недопустимым их употребление. оценивают степень опасности и негативных последствий употребления.
Среда сверстников является одним из значимых источников формирования моделей поведения у подростков. Отношение «значимого окружения» сверстников к употреблению наркотиков, уровень социальной приемлемости поведения и социально-психологический климат подростковой группы, роль подростка в группе сверстников, широта круга общения, отношение подростковой группы ко взрослым, ценностные ориентиры подростковой группы являются факторами, определяющими уровень риска и защищенности учащегося в сфере употребления ПАВ.
Негативный психологический климат в среде сверстников, неудовлетворенность во взаимоотношениях со сверстниками отметил один учащийся из опрошенных.
Общесоциальные (макросоциум) факторы: такие как, нормы, политика и законодательство в отношении наркотиков, законодательство в области молодежной политики, доступность наркотиков, развитость системы социально-психологической помощи молодежи, уровень дезорганизованности сообщества, распространенность насилия, общественные традиции, позиция средств массовой информации, организованность досуга, участие молодежи в общественной жизни вносят свой вклад в систему риска-защиты от употребления ПАВ.
Учащиеся, попавшие в «группу риска» оценили доступность ПАВ как высокую, что может говорить о социальной близости с потребителями ПАВ.
К школьным факторам, оказывающим влияние на уровень защищенности учащихся от употребления ПАВ, относятся следующие: успеваемость, частые переходы из школы в школу, участие педагогов в воспитательном процессе и принятая в школе система воспитания, отношения с учителями (уровень доверия), социально-психологический климат, участие педагогов в профилактике, связь между семьей и школой, участие в школьном самоуправлении, желание учиться, регулярное посещение школы.
Анализ результатов социально-психологического тестирования показал, что у одного подростка школы отмечаются высокие показатели негативного влияния, связанные с организацией школьного досуга. Отмечается его неудовлетворенность в данной сфере школьной жизни, низкий интерес к учебе.